Не знаю теперь, куда писать про увиденное-услышанное после блокировки телеграма, потому что формат ведения маленького тихого канала меня вполне устраивал. Если у кого-то есть хорошие идеи — пишите, а пока что дублирую свежий пост сюда. На ежегодной встрече LiveLib вспомнила, что я вообще-то собиралась вам рассказать про «Аннигиляцию» Алекса Гарденда (Annihilation, 2018). Любимый дисклеймер: книгу Джеффа Вандермеера не читала, потому что после 62-часовой рабочей недели залипание в монитор даётся мне проще, чем в книгу. Итак, коротко о главном: сегодняшний день, в землю снова прилетает метеорит, но это в этот раз эффектным видеорядом на камере регистрации дело не обходится — участок земли оказывается заражённым не виданным прежде вирусом, место поражения окутано эдаким "мыльным пузырём", "мерцанием", если вам угодно, переступив черту которого начинает твориться нечто невообразимое. Живым оттуда, само собой, не возвращаются, а если возвращаются, то у научного общества возникает множество вопросов. В какой-то момент хочется облегчить себе и другим задачу и повесить на фильм ярлык "хоррор", но это будет не совсем правильно: Гарденд создаёт принципиально новую категорию страха, которая парализует, но при этом не позволяет ни от монитора оторваться, ни забыть увиденное спустя n-недель. Начнём с того, что к нам ещё из англоязычного мира не перебрался жанр "cli-fi" ("climate fiction"), который фокусируется на изменении климата и его последствиях. В «Аннигиляции» как раз об этом — инопланетное воздействие на человеческий мир заключается в запуске биологических мутаций, поэтому в первую очередь фильм показывает страх перед силой природы как таковой, со всеми её болезнями, аномалиями и человеческой беззащитностью. Космос и звёзды — это, конечно, хорошо, но порой всё-таки весьма абстрактно, потому что в будничной суете мегаполисов на небо мы смотрим только ведя small talk о погоде, а вот лишь слегка завуалированная тема онкологии — это уже гораздо ближе, осязаемее и страшнее. Помимо завораживающей визуализации всевозможных изменений ДНК, фильм интересен женскими персонажами — можно было бы пошутить про то, как доктор, биолог, физик, антрополог и психолог вместе в лес ходили, но на деле история складывается жуткая: пять женщин, очень сильных и слабых одновременно, осознанно отправляются туда, откуда нет возврата, чтобы встретиться лицом к лицу со своими страхами в самом буквальном смысле этого заезженного образа. Фильм неоднозначный, рекомендую с осторожностью, потому что темы сложные: онкология, нездоровые отношения, иллюзорность благополучия и борьба с внутренними демонами, потому что ну куда без них в кинематографе XXI века. |